Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Большелучинское
История Богородице-Рождественского подворья Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Большелучинское Село Большелучинское, расположенное на живописной речке Козице в 21 км от города Юрьев-Польского, известно с XVII века. В то время оно было вотчиной князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В селе издавна существовал деревянный храм с четырьмя престолами: в честь Рождества Христова, Софии Премудрости Божией, Архангела Михаила и святых апостолов Петра и Павла (позднее — во имя святителя Николая Чудотворца). К середине XIX века деревянная постройка уже не отвечала нуждам прихожан, и в 1861 году на средства местных жителей был возведён величественный пятиглавый каменный храм с каменной колокольней и оградой. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а два тёплых придела — в честь Рождества Христова (южный) и святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (северный). В то время приход насчитывал 104 двора, где проживало 992 человека. Строительство велось под наблюдением епархиального архитектора Артлебена, работы выполнял крестьянин села Спасское-Городище Евдоким Петрович Акипин. Трагическая страница в истории храма связана с решением исполкома областного совета от 14 декабря 1940 года о его закрытии. Несмотря на это, богослужения продолжались до лета 1941 года. В ночь с 10 на 11 июля того года пожар серьёзно повредил здание. Жители села и окрестных деревень несколько раз (в 1943, 1947 и 1953 годах) подавали прошения об открытии храма, но все они остались без ответа. Новая жизнь святыни началась 5 сентября 2007 года, когда по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия здесь было учреждено Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря. Начались масштабные реставрационные работы, и уже к 2011 году внутреннее убранство храма было полностью восстановлено. С конца того же года на престольные, Двунадесятые и Великие праздники духовенство Космина монастыря возобновило совершение всенощных бдений и Божественных литургий. В 2013 году в храме установили три новых иконостаса. Сегодня подворье продолжает духовное служение, объединяя верующих села и окрестностей. Старший на подворье — иеромонах Косьма. Храм также является местом социальной помощи: при нём действует православный реабилитационный центр, созданный в 2007 году. Здесь находят поддержку люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе освободившиеся из мест заключения, а также страдающие от алкогольной или наркотической зависимости. Центр обеспечивает духовное окормление, временный приют, помощь в трудоустройстве и возвращении к полноценной жизни.
Назад
Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Федосьино
Село Федосьино расположено в пяти километрах от города Юрьев-Польского. О существовании храма в селе известно с XVIII века. В 1717 году была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1805 году началось строительство каменного храма. В 1807 году был освящен придел Архистратига Михаила. В 1816 году было закончено строительство и отделка летнего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 сентября 1816 года.
К 1930 году церковь в селе Федосьино была закрыта. В 1934 году с колокольни были сняты колокола.
С 2007 года Богородице-Рождественский храм села Федосьино считается приписным к Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю, богослужения совершаются насельником монастыря иеромонахом Арсением (Железновым). С марта 2007 года начались ремонтно-восстановительные работы. Полностью отреставрированы оба придела храма: во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Архангела Михаила. Выстроена колокольня и благоустроенный келейный корпус.
Двадцать первого сентября 2007 года, в храмовый престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы был впервые отслужен праздничный молебен. С осени 2007 года началось совершение в храме молебнов по Великим праздникам и панихид в дни особого поминовения усопших. С 12 июля 2008 года началось служение Литургий в зимнем приделе Архистратига Михаила. В 2014 году установлен иконостас в летней части храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в нем также начато служение Литургии.
В храме почитаются иконы со святыми мощами: святителя Иоанна Златоуста, святителя Арсения Элассонского, мученика Мины Египетского, преподобного Нила Столобенского, преподобной Софии Суздальской, святого благоверного князя Феодора Муромского. При подворье работает Воскресная школа в с. Ополье.
Назад
Борисоглебское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Кубаево
Село Кубаево расположено на речке Кенге и находится от города Юрьев-Польского в десяти километрах.
В XVI столетии Кубаево было вотчиной помещиков Коробовых. В 1570 году Василий Васильевич Коробов продал Кубаево Троице-Сергиеву монастырю за шестьсот рублей. В том же 1570 году, 3 июня, у монастыря село Кубаево купила за четыреста рублей старица Александра Сутцкая; по смерти старицы Александры село снова перешло во владение монастыря и оставалось его вотчиной до 1764 года.
В 1593 году церковь в селе была деревянная во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1698 году прихожане построили новую деревянную церковь; в 1788 году она была перестроена. В этом виде деревянная церковь существовала в селе до 1855 года. В 1855 году тщанием прихожан заложена была в селе каменная церковь; теплый придел ее построен в 1856 году и 6 октября того же года освящен в честь преподобного Сергия, Радонежского чудотворца; холодная же церковь с главным престолом – в честь святых мучеников Бориса и Глеба окончена строением и освящена 26 сентября 1860 года.
Одновременно с церковью в 1855 году построена каменная колокольня; а в 1878 году церковь и колокольня обнесены каменною оградою. Стены внутри храма в 1850-х годах были расписаны живописью киржачским мещанином Львом Яковлевичем Сениным.
В советское время Борисоглебская церковь была закрыта и разорена.
В 1925 году село Кубаево Лучинской волости Юрьевского уезда вошло в состав Иваново-Вознесенской губернии.
Согласно «Сведениям о церквях, находящихся на территории Юрьев-Польского района Владимирской области» за 1945 год церковь в селе Кубаево Мало-Лучинского сельсовета не закрывалась, действует.
В «Сведениях по учету зданий недействующих церквей Юрьев-Польского района» за 1962 год сообщается, что церковь в с. Кубаево была закрыта в 1929 году и использовалась под зерносклад.
По сведениям 1974 года церковь состояла на учете памятников истории и культуры, использовалась как зерносклад.
В 2013 году по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия Борисоглебская церковь села Кубаево была передана Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю с целью возрождения молитвенно-приходской жизни и сохранения церковного здания к юбилейному празднованию в 2014 году 700 - летия рождения прп. Сергия Радонежского. 10 октября 2013 года получено благословение митрополита Евлогия на начало ремонтно-восстановительных работ по храму. В 2014 году проведена расчистка храма и прилегающей территории. Храм в процессе реставрации.
Назад
Всехсвятское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Малолучинское
Село Малолучинское находится от города Юрьев-Польского в двенадцати километрах. Село богато родниками.
Исторические сведения о селе не восходят далее XVII столетия. В 1628 году село принадлежало двум владельцам: дьяку Федору Лихачеву и стрелецкому голове Андрею Жукову, в селе была деревянная церковь в честь Евангелиста Луки с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра.
К 1846 году деревянная церковь обветшала, и прихожане обратились с прошением вместо ветхой деревянной построить каменную церковь по составленному капитаном Шацом плану. Однако вместо храма в честь Евангелиста Луки в 1850 году на высоком холме была выстроена новая каменная церковь в честь Всех Святых. Деревянная же церковь так и осталась существовать. В приходе было 65 дворов помещичьих крестьян, 260 душ мужского пола. В 1854 году деревянная церковь была возобновлена иждивением московского купца Алексея Ивановича Лобкова. В 1860 году при Всехсвятском храме была возведена каменная колокольня. Всехсвятский храм был освящен 29 июня 1868 года.
В 1938 году храм Всех Святых был закрыт. В советское время деревянная церковь в честь Евангелиста Луки была полностью уничтожена, каменный Всехсвятский храм разорен. В 1935 году сломали ограду для использования кирпича на строительство начальной школы. В XX веке церковь использовалась под мельницу, под зерносклад, под хранилище удобрений.
В 2006 году, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия началось восстановление поруганной святыни. В 2007 году на главный купол были установлены главка и крест, изготовленные мастерами из Переславля-Залесского. За последующие годы сделать удалось немало: восстановлен фасад уникальной первоначальной архитектуры, вставлены окна и двери, изготовлена кованая лестница на колокольню, отлиты колокола, установлен новый иконостас, построен церковный дом, установлена церковная ограда.
До 2012 года Всехсвятский храм был приписан к Свято-Покровскому приходу города Юрьев-Польского (настоятель протоиерей Георгий Беляков).
Распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия от 2 февраля 2012 года церковь была передана Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю с целью создания там монастырского подворья. На престольный праздник Всех Святых 2012 года было совершено первое служение Литургии. С 2013 года храм окормлялся насельником монастыря иеромонахом Арсением (Железновым). С 2015 года служит протоиерей Валерий (Котенев), в конце того же года принявший постриг с именем Даниил. При подворье работает Воскресная школа в с. Шипилово.
Назад
Казанское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря в местечке Лучки
Местечко Лучки находится на границе Владимирской области, в 30 километрах севернее города Юрьев-Польского на реке Нерль.
В середине XIX века это местечко имело другое название – Лучково, принадлежало купцу Ивану Андреевичу Первушину, который устроил там дрожже-винокуренный завод.
Постепенно местечко Лучково превратилось в завод-усадьбу, красивейший ансамбль на берегу реки, через которую был перекинут мост. К настоящему времени от усадьбы сохранились: завод, размывочная, амбар-лабаз, жилой дом управляющего, жилой дом прислуги, ледорез, дом заводчика, больница, жилые дома рабочих, склад.
В советское время с 1922 года завод начинает производить декстрин. С 1951 года завод освоил производство саго. На базе завода местечко Лучки было преобразовано в рабочий поселок. Количество домов к 1957 году достигло 115 с электричеством и радио в квартирах. Кроме декстринового завода, в Лучках работало торфопредприятие, лесничество, лесопильная установка. Открыты семилетняя школа, больница, аптека, детский сад, три магазина, чайная, хлебопекарня, баня, отделение связи.
В 2005 году здание бывшей больницы было передано Космину мужскому монастырю для организации подворья. В том же году здание было переоборудовано под храм во имя Казанской иконы Божией Матери и жилое помещение для церковнослужителей. Приход возглавил протоиерей Борис Демушкин. Четвертого ноября 2005 года была отслужена первая Литургия. В церкви имеются 8 частиц мощей Владимиро-Суздальских святых в двух мощевиках. В 2013 году начато и на следующий год окончено строительство деревянной колокольни. Протоиерей Борис Демушкин отслужил при храме ровно 3 года и окончил служение по слабости здоровья. Богослужение стал совершать игумен Агафангел (Бобров). В октябре 2010 года согласно поданному прошению по состоянию здоровья игумен Агафангел был почислен за штат. С 3 августа 2011 года пастырское окормление храма-подворья поручено штатному священнику Космина монастыря протоиерею Борису Майсакову. С праздника Св. Троицы 2015 года служение совершает насельник монастыря иеромонах Феодосий (Мартынов), которому с 05 апреля 2016 года благословлено окормление Свято-Казанского храма-подворья местечка Лучки. При подворье работает Воскресная школа.
Назад
Космодамиановское подворье Свято-Успенского Космина мужского монастыря в селе Леднево
Село Леднево расположено всего в десяти километрах от древнего города Юрьева-Польского. Его история уходит в глубину веков: ещё в первой четверти XVI столетия оно было вотчиной князя Петра Семёновича Ряполовского. В 1524 году князь завещал Леднево Троице-Сергиеву монастырю, и на протяжении более двух столетий село принадлежало великой лавре преподобного Сергия. С давних времён центром духовной жизни Леднева была церковь святых бессребренников Космы и Дамиана. Первые упоминания о ней относятся ещё к XVI веку. В XIX веке приход церкви объединял не только само село, но и окрестные деревни Рябинки и Базловку. В те годы здесь насчитывалось 85 дворов и более пятисот семидесяти прихожан. В 1815 году вместо обветшавшего деревянного храма был возведён каменный, с колокольней и оградой. В нём устроили два престола: главный — во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана, и придельный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Тяжёлые годы ХХ века не обошли стороной святыню: храм был закрыт, его верхние своды и колокольня разрушены, а к южной стороне пристроили хозяйственное помещение. Но по милости Божией храм не исчез с лица земли и сохранился до наших дней. Новая страница истории открылась 16 ноября 2004 года, когда церковь была передана Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю. С этого момента храм вновь ожил: в 2013 году начались восстановительные работы, и уже в 2015-м в трапезной части возобновились регулярные богослужения. В 2016 году восстановлена летняя часть храма и началось возрождение колокольни. Сегодня Космодамиановское подворье — это живой очаг молитвы и духовной жизни. Здесь совершаются богослужения, звучит колокольный звон, идёт труд по восстановлению и украшению святыни. Храм святых Космы и Дамиана в Ледневе — это не только памятник истории, но и свидетельство живой веры, которая преодолевает время и испытания. Сегодня, как и столетия назад, он собирает людей для молитвы, укрепляет в надежде и напоминает о том, что «Бог дивен во святых Своих».
Назад
Приписной храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Большепетровское
Село Большепетровское стоит на речке Пекше и находится от города Юрьев-Польского в двадцати двух километрах.
Село известно с начала XIV века. В первый раз оно упоминается в духовной грамоте великого князя Иоанна Даниловича Калиты,составленной в 1328 году. Позднее селопринадлежало великому князю Дмитрию Донскому, который в 1389 году завещал его своей супруге, великой княгине Евдокии Дмитриевне.
Вотчиной Московских князей и царей Большепетровское оставалось до XVII века. В начале XVII столетия село было разграблено, сожжено и обратилось в пустошь. Когда вновь образовалось село – неизвестно, но не ранее конца XVII столетия. В XVIII-XIX веках Большепетровское принадлежало разным помещикам.
С конца XVIII до начала XIX века Большепетровское принадлежало князю Михаилу Александровичу Долгорукову. После него селом владел Василий Васильевич Левашев. Церковь в селе Большепетровском весьма древнего происхождения и, несомненно, существовала уже в начале XIV столетия. В начале XVII века церковь была в честь святых апостолов Петра и Павла; она была разорена поляками. Новая деревянная церковь содержала два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев. В 1836 году усердием помещика графа В.В. Левашева и прихожан построена каменная церковь с колокольнею. Приделов в ней было три: во имя святых апостолов Петра и Павла, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя великомученика Димитрия Солунского.
Во второй половине XIX века Петропавловская церковь села Большепетровское была приписана к Богородицерождественской церкви села Большелучинское, и был образован единый Лучинско-Петровский приход с селами Большелучинским, Большепетровским и деревнями Старково, Бадалово, Вельяминово, Иваньково, Красная гора, Михали, Федорково. Петропавловский храм был закрыт по решению президиума Ивановского Облисполкома от 31 мая 1939 года № 8070. В 1944 и 1953 годах прихожане обращались с просьбой об открытии церкви, но им было отказано.
Осенью 2007 года Петропавловский храм по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия был передан Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю. Ремонтно-восстановительные работы начались два года спустя. Проведена расчистка прилегающей территории, подведена дорога с твердым покрытием.
Пастырское окормление Петропавловского храма-подворья было поручено штатному священнику Космина монастыря протоиерею Борису Майсакову. Инициативной группой прихожан был создан фонд преподобной Евфросинии Московской. Четырнадцатого ноября 2012 года отслужена первая Литургия на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С престольного праздника апп. Петра и Павла 2013 года во все воскресные и праздничные дни началось регулярное Литургическое служение в тёплое время года, а с ноября 2015-го года, в связи с устройством котельной – круглогодично.
Придел в честь великомученика Димитрия Солунского в 2013 году по благословению митрополита Евлогия был переименован в честь благоверного князя Димитрия Донского и благоверной княгини Евдокии (во иночестве Евфросинии) Московских.
Назад
Приписной храм Воскресения Христова в с. Шипилово
Село Шипилово находится в четырнадцати километрах от города Юрьев-Польского.
В первый раз оно упоминается в государственных грамотах и договорах XV столетия и в них значится имением князей Московских; Шипилово было вотчиной великого князя Василия Васильевича, который в духовном завещании, написанном в 1462 году, отказал его сыну своему, князю Юрию Васильевичу. В XIX веке село Шипилово принадлежало коллежскому советнику Силину, а потом – жене его Александре Павловне Силиной.
Церковь в Шипилове древнего происхождения, как это видно из грамоты великого князя Василия Васильевича, в которой оно записано селом; но определенных и точных известий о ней не имеется до XVII столетия; в XVII же столетии в Шипилове существовала церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба; зданием деревянная, с таковою же колокольнею. В XVIII столетии и до тридцатых годов XIX века церковь имела два престола: в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Эта церковь в 1835 году за ветхостью была разобрана, а вместо нее усердием помещицы Александры Павловны Силиной и прихожан построена каменная церковь, с каменною же колокольнею; в 1867 году сделана каменная с железными решетками ограда. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Воскресения Христова и придельный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой трапезе – во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба. Памятник представляет собой интересный тип культовой постройки, выполненной в форме здания прямоугольной формы. Основной объем представляет четверик, находящийся внутри здания, который переходит в цилиндрический барабан. Основной объем с остальным зданием соединяется широкими арочными проемами.
После закрытия церкви был полностью разрушен ее верх, здание было перекрыто шифером на три ската. С западной стороны была сделана поздняя каменная пристройка.
В 2018 году храм Воскресения Христова в селе Шипилове был передан Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю.
Храм действующий, но находится ещё в процессе реставрации.
Приписной храм в честь святого пророка Илии в с. Ильинское
с. Ильинское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Село Ильинское было вотчиной московских патриархов. В книгах Патриаршего казённого приказа записано: «Церковь Святого пророка Илии в государеве патриарше вотчине в селе Ильинском в одноряд дани 2 алтына 5 денег, десятильнича гривна и апреля 14 день на нынешний 137 (1629) год те денги взяты впервые». В 162 г. (1654) по новому дозору положено дани 2 рубля 5 денег. В 1643 г. в Ильинском по указу патриарха Иосифа (возглавлял Церковь с 1642 по 1652 г.) была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка Илии. Постройкой заведовал архимандрит Юрьевского Архангельского монастыря Дионисий. В новопостроенный храм патриарх Иосиф пожертвовал «и образы, и книги, и колокола и всякое церковное строение». Интронизация патриарха Иосифа состоялась 27 марта 1642 года. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью его служения. Вступив на патриаршую кафедру, он обратился к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, состоявшим из трёх частей, в которых содержалось обращение к епископам, к царю и боярам и к рядовым священнослужителям. В 1643 г. патриарх Иосиф защищал православие в прениях с лютеранским пастором Фильгобером, приехавшим в Москву с датским принцем Вольдемаром. При Иосифе издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1648), преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского (1652), благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645). На пожертвования патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе. В 1647 г. в Царёво-Кокшайске была явлена чудотворная икона жен-мироносиц и на месте её явления воздвигнут храм. 5 апреля 1652 г. в Москву перенесены мощи патриарха Иова. Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения, в 1649 г. в Москве открылось духовное училище при Андреевском монастыре. На земском Соборе 1651 г., созванном по вопросу о воссоединении Украины с Россией, патриарх проявил себя подлинным патриотом и решительно высказался за скорейшее воссоединение. Он скончался 15 апреля 1652 г., искренне оплаканный царём, его ближайшим окружением и народом. Погребён патриарх Иосиф в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.
В 1643 г. причт церковный составляли «поп Савелий Семенов, дьячок Абрамко Васильев и пономарь Стенько Пименов». Под 1669 г. в окладных книгах записано: «В с. Ильинском церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Илии, во дворе поп Савва с детьми Сенкою, Олешкою, Савкою, тяглых крестьянских 48 дворов, бобыльских 4 двора. В церкви было старинное евангелие, напечатанное в 1677 г., с надписью: «В честь и хвалу Богознаменитого храма Его и угодников Его Святого Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка огнеколесничника Илии, в патриаршу вотчину в село Ильинское тщанием о родительской памяти и своем спасении Чудова монастыря многогрешного старца Макария в вечный поминок, а кто сию книгу от святыя Божия церкви отлучит продаст или заложит и наше обещание ни во что вменит и его со мною за сие судит Бог на втором своем страшном пришествии хотяща воздати комуждо по делом его». После упразднения патриаршества село поступило в ведомство Синодального приказа.
В1792 г. вместо ветхой деревянной церкви прихожане на свои средства поставили каменную с престолами в честь тех же святых (Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Пророка Божия Илии). При церкви каменная колокольня и ограда. В 1868 г. в главном храме поставлен новый резной позолоченный иконостас, стены расписаны священными картинами. В 1873 г. в Ильинском приделе также поставлен новый иконостас и вызолочен в 1876 г. Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе только с. Ильинское. В селе была земская народная школа. В советское время храм закрыт и разграблен. Сломана ограда.
Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир. 2005. Стр. 55-57
Назад
Приписной храм святого Иоанна Богослова в с. Фроловское.
Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Село Фроловское ещё в начале XX в. называлось Флоровское. Оно принадлежит к числу древнейших селений Юрьевского района, упоминается в духовной грамоте 1389 г. великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который завещал его супруге, княгине Евдокии Дмитриевне (1353-1407, в иночестве Евфросинии). В этом браке родились 8 сыновей (Даниил ,Василий, Юрий ,Семён, Андрей, Пётр, Иван, Константин) и 4 дочери (Софья, Мария, Анастасия, Анна). У княгини село выменял старший сын, великий князь Василий Димитриевич, и в духовной грамоте 1426 г. завещал Флоровское супруге, княгине Софье Витовтовне (ум. 1453), дочери великого князя литовского Витовта, с которой вступил в брак в 1391 г. У них родились 5 сыновей (Юрий, Иван, Даниил, Семён, Василий) и 4 дочери (Анна, Анастасия, Мария и Василиса). В 1462 г. великий князь Василий Васильевич завещал село супруге Марии Ярославовне. После смерти княгини селом владел её младший сын, князь Борис Васильевич Волоцкий (р. после 1433 - 1494). В 1471 г. князь Борис вступил в брак с княжной Ульянией Михайловной, дочерью удельного князя Холмского Михаила Дмитриевича. У них родились сыновья Фёдор и Иван. В начале XVI в. село было во владении сына князя Бориса, Фёдора Борисовича, удельного князя Волоцкого. Он умер бездетным. После мужа селом владела его вдова Мария. Флоровское оставалось дворцовым селом до 1691 г., когда было пожаловано боярам Петру и Василию Абрамовичам Лопухиным.
Церковь во Флоровском существовала уже в XIV в. В 1628 г. в книгах Патриаршего казённого приказа записана «церковь Ивана Богослова в государеве дворцовом селе Фроловском». В 1691 г.: «Церковь Иоанна Богослова рублена клецки, ветха…». В 1828 г. деревянная Иоанно-Богословская церковь сгорела «от громового удара», вместо неё в том же году была заложена каменная. Ныне существующая каменная церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Мирликийского освящена в 1838 г. Каменная колокольня построена в 1852 г.
В советское время храм закрыт и разорён. Разрушены его завершение, алтарь, колокольня и церковная ограда.
Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир. 2005, стр.
Поможем возродить святыни Юрьев-Польской земли В сердце нашей земли стоят храмы — свидетели молитв многих поколений. В богоборческие годы тысячи святынь были уничтожены или осквернены. Сегодня Свято-Успенский монастырь трудится над их восстановлением на территории Юрьев-Польской земли. Мы возвращаем жизнь в заброшенные и разрушенные храмы: чинятся крыши и купола, восстанавливаются иконостасы, ставятся окна и двери, в дом Божий возвращается тепло и свет. И главное — снова служится Литургия, собирая людей на общую молитву. Особенно трудно возрождать храмы в отдалённых уголках епархии, где рядом нет большого прихода или спонсоров. Но именно там чувствуется благодатный дух молитвенников прошлого, и именно там особенно важно сохранить веру и традиции. Каждое пожертвование — это кирпичик в деле духовного возрождения. Даже самая скромная сумма может оказаться решающей: закончить купол, поставить крест, отремонтировать кровлю или приобрести икону. Как помочь Вы можете внести свой вклад деньгами, материалами, временем или молитвой. Пожертвования идут на: · ремонт кровли, куполов и стен; · восстановление внутреннего убранства; · покупку утвари и икон; · оплату труда мастеров и проектных работ. Сегодня сделать пожертвование можно легко — как лично в монастырь, так и онлайн. Помогая возрождать храмы, мы вместе сохраняем не только стены, но и память о предках, культурное и духовное наследие, без которого невозможно будущее. Да будет ваша милость вкладом в вечность. "Не устанем творить добро, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем" (Гал. 6:9).
Приписной храм Святителя Николая чудотворца в с. Семьинское
Семьинское на реке Колокше, находится от Юрьева в 15 верстах, а от Владимира в 55 верстах. В XV ст. и в начале XVI ст. село Семьинское было вотчиной Владимирского Успенского женского монастыря, а в 1512 г. оно было куплено у монастыря вел. князем московским Василием Ивановичем, и с этого времени до половины XVII ст. оно по старинным документам значится «государевым дворцовым селом».
В 1657 г. Семьинское по книгам патриаршего казенного приказа принадлежало Як.К. Черкасскому. В течение XVIII ст. и в XIX ст. владельцами села были графы Шереметьевы. Церковь в селе исстари существует в честь св. и чудотв. Николая, она значится в окладных патриарших книгах под 1628 г., 1654 и 1657 гг. До 20-х гг. XIX ст. церковь в селе была деревянная. В 1825 г. усердием помещика графа Дмитрия Николаевича Шереметьева и прихожан положено было в селе основание каменной церкви, которая строением окончена была и освящена в 1832 г. Одновременно с церковью построена каменная же колокольня, а в 1862 г. церковь и колокольня обнесены каменною оградою. Престолов в церкви два: в холодной – во имя св. и чудотв. Николая и в теплом приделе – во имя св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1817 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1880 г. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., сенокосной и пахотной 33 дес.; план на землю, кроме усадебной, и межевая книга имеются и хранятся в церкви.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: от земли 200 руб. и за требоисправления 300 руб., а всего 500 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Церкви принадлежит каменная сторожка. Приход составляют село и деревни: Тургино, Осиповец, Новое и Вижекша; дворов в приходе 191, в них душ муж. пола 577, а жен. 687.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
Село Семьинское стоит на реке Колокша. В XV- начале XVI столетия село Семьинское было вотчиной Владимирского Успенского женского монастыря, а в 1512 году оно было куплено у монастыря великим князем Московским Василием Ивановичем, и с этого времени до половины XVII столетия оно в старинных документах значилось государевым дворцовым селом. Церковь в селе существует исстари в честь святителя и чудотворца Николая. До 1823 года церковь была деревянная, а в 1825 году усердием графа Шереметьева и прихожан бала построена и освящена в 1832 году каменная церковь. Церковь без особых изменений существовала до XX века. Одновременно с ней была построена каменная колокольня. В 1862 году церковь и колокольня обнесены каменной оградой (разрушена, как и колокольня, в советское время).
Красивая старинная церковь, освященная в честь Николая Чудотворца, располагается в селе Семьинское. Строительство каменного комплекса датируется первой четвертью девятнадцатого века.
С точки зрения архитектуры здание весьма интересно редким сочетанием архитектурных стилей классицизма и ампира, что можно считать явно архитекторским решением, а значит, к возведению привлекались наемные рабочие. Также, за неимением исторических документов, можно только предположить, что работы велись на собранные пожертвования, но явно в том числе и от частных благотворителей. Проект представляет собой центральный храм формой четверика с центральным входом, украшенным фронтоном на каменных колоннах, с массивным неравным восьмигранным световым барабаном, на котором расположен сферический граненый купол с одной главой. Обширное прямоугольное помещение трапезной примыкает с торца и ранее оканчивалось колокольней не менее трех ярусов высотой.
Назад
Приписной храм Воскресения Христова в с. Фёдоровское
История Воскресенской церкви в селе Фёдоровское (Небыловское сельское поселение, Юрьев-Польский район) В селе Фёдоровское храмы существовали с давних времён. До 1869 года здесь стояла деревянная церковь с одним престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году трагический пожар уничтожил храм вместе со всем его имуществом. Жители села, не желая оставаться без духовного центра, уже 21 мая 1869 года заложили на том же месте новую каменную церковь. К сентябрю была возведена тёплая трапеза, и 26 октября в ней освятили первый престол — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 21 мая 1870 года началось строительство холодной части храма и колокольни. В 1873 году в трапезе устроили и освятили второй престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1874 году в холодной части появился главный престол — во имя Воскресения Христова. В 1880 году храм с колокольней обнесли каменной оградой, построенной на средства прихожан. В годы советской власти Воскресенская церковь была разрушена, и на долгие десятилетия духовная жизнь села осталась без своего прежнего центра. Новый этап в истории начался в XXI веке. 28 сентября 2019 года епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий совершил Чин на основание нового храма в честь Воскресения Христова — на том самом месте, где когда-то возвышалась прежняя каменная церковь. Средства на строительство собирались всем миром: жертвовали как простые жители села, так и предприятия, помогая деньгами, строительными материалами и трудом. Основной вклад внесло АО «Ополье». Сегодня в селе вновь стоит храм — теперь деревянный, увенчанный золотыми крестами. Он действует, в нём совершаются богослужения, а на территории завершаются работы по благоустройству. Для жителей Фёдоровского новая Воскресенская церковь стала символом духовного возрождения и продолжения многовековой православной традиции.